Педагогический глоссарий – это словарь терминов или терминологических сочетаний, установившихся в педагогической науке.

 

В последние годы идет процесс переосмысления понятийного аппарата педагогики. Возвращение к гуманистическим истокам вновь делает центральной фигурой педагогического взаимодействия ребенка. Субъект-субъектный характер современной педагогической парадигмы, разработка новейшей технологии педагогического процесса сделали еще более значимой взаимосвязь педагогики и психологии, педагогики и социологии, педагогики и философии и обогатили педагогику образования и воспитания подрастающего поколения новой терминологией, которая нашла свое отражение в предлагаемом педагогическом глоссарии.

 

Главной методической идеей создания подобного пособия является необходимость оказания методической помощи педагогам дополнительного образования в формировании высокого уровня их профессиональной культуры  и компетентности. Вниманию читателей  представлены наиболее существенные термины и важнейшие понятия, которыми оперирует современная педагогическая наука.

 

Структура глоссария такова:

● все термины расположены в алфавитном порядке;

● в конце   приводится список учебно-педагогической и словарно-справочной литературы, из которой были заимствованы нижеприведенные понятия.

 

 

 

А

Авторская образовательная программанормативный ориентирующий документ творческой деятельности педагога, фиксирующий содержание курса, должен отражать научные и мировоззренческие направления содержания знаний и умений.

Авторская образовательная программа – вид дополнительной образовательной программы, полностью созданной педагогом или коллективом педагогов, отличающейся новизной, актуальностью и предназначенной для решения определенной проблемы в дополнительном образовании.

Авторская образовательная программа результат исследовательской работы  педагога по анализу уже имеющихся программ данной тематики, современных методик, инновационных технологий обучения, передового педагогического опыта.

Анализ учебного занятияразбор содержания учебного занятия по составным частям с разных точек зрения для оценки его в целом; является одним из способов изучения и обобщения опыта, непременным условием совершенствования педагогического мастерства.

 

В

Взаимодействиесистема  взаимообусловленных индивидуальных  действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Воспитаниепроцесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; социально и педагогически обусловленный процесс раскрытия сущностных сил человека, его потенциальных человеческих возможностей.

 

Д

Диалог– сложный, многофункциональный, социально-психологический феномен, который пронизывает все жизненное пространство человека, как на психофизическом уровне, так и на уровне социальных отношений между людьми.

Дополнительное образование детейнеотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

 

И

Инновацияновое явление в процессе обновления конкретного вида деятельности.

Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

 

К

Конспект занятия – разновидность развернутого плана, снабженного:

● конспективным изложением содержания учебного материала;

● решением задач;

● формулировками вопросов обучающимся;

● методическими схемами: указанием методов, приемов и схем работы с ними.

В конспекте обязательно все компоненты занятия раскрываются через деятельность педагога и обучающихся.

 

М

Методист образовательного учреждения – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входят: разработка предложений по эффективности образовательного процесса и методической работы; систематизация методических и составление информационных материалов; разработка методов прогнозирования и планирования подготовки специалистов и учебных планов по конкретным специальностям.

Методическая записка – пояснения к методическим материалам, изложенным более сжато.

Методическое описание– простое изложение проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения.

Методическая памятка – вид методической продукции, позволяющий в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов.

Методическая разработка – описание методов, способов, приемов педагогической деятельности.

Методическая разработка занятия  – конспект, дополненный описанием:

● процесса его подготовки;

● оснований для постановки целей и задач занятия;

● оснований для выбора методов и средств обучения;

● оснований для выбора методов и средств контроля;

● ожидаемых результатов.

Методическая разработка занятия представляет собой описание полного набора действий педагога,  раскрывающих всю технологию проектирования занятия.

 

Методические рекомендациикомплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения, воспитания, развития.

Методическая тема – конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы, предмет методического исследования.

Методы воспитания – способы взаимодействия педагога и обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций обучающегося, его сознания и приемов поведения.

Методика обучения – сочетание методов обучения.

Методы обучения –  совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и педагога в процессе обучения.

Методика дифференцированного обучения – такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности.

Методика индивидуального обучения– такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой педагог для каждого обучающегося составляет индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения – такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой педагог не дает обучающимся готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему, и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего обучающиеся сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности– такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой обучающиеся сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проектов.

Модифицированная (или адаптированная) образовательная программа – программа, измененная с учетом особенностей организации и формирования детских объединений, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования.

Мониторинг – определение небольшого числа показателей, отражающих состояние системы; контроль с периодическим слежением за объектом мониторинга и обязательной обратной связью.

Мониторинг качества образования – систематическая процедура сбора данных по ведущим образовательным аспектам на национальном, региональном, местном, индивидуально-учрежденческом уровнях.

 

О

Образование– специальная сфера социальной жизни, созидающая  внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе освоения ценностей культуры.

Образовательная программа –  документ, определяющий концептуальные основы, направления и содержание деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты.

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности.

 

П

Педагог дополнительного образованияспециалист, содействующий развитию дополнительного образования  в конкретном учреждении, владеющий методикой  дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования.

Педагогическая технология – системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и  их взаимодействий, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

План занятия – краткое обозначение основных элементов базовой, дидактической и методической структур занятия, системный перечень действий педагога и обучающихся.

Принципы воспитания – общие требования к воспитательному процессу, выражающиеся в нормах, правилах, организации и проведении воспитательной работы.

Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой– воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям.

Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса– в воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и задачи, содержание и средства.

Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников – педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность обучающихся, их творческую свободу, сохраняя при этом руководящую позицию.

 

 

 

Принцип гуманизма, уважения к личности воспитанника в сочетании с требовательностью к нему – воспитательный процесс должен строиться на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

Принцип опоры на положительное в личности воспитанника – при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление обучающегося быть лучше, а сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив – воспитание в группе в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников – педагогу необходимо знать типичные возрастные особенности обучающихся,  а также индивидуальные различия обучающихся в конкретной учебной группе.

Принцип единства действий и требований к воспитаннику в семье, образовательном учреждении, социуме– педагогу необходимо установить тесный контакт с семьей и договориться о согласованности действий; в отношении социума педагог должен, с одной стороны, максимально использовать возможности того региона, где расположено образовательное учреждение, с другой стороны, в ходе воспитательного процесса обсуждать вместе с обучающимися реальные события, происходящие в их жизни.

Принципы обучения– основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса.

Принцип воспитывающего обучения– в ходе учебного процесса педагог должен давать обучающемуся не только знания, но и формировать его личность.

Принцип научности – в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления творческой деятельности.

Принцип связи обучения с практикой – учебный процесс необходимо строить так, чтобы обучающиеся использовали полученные теоретические знания в решении практических задач, а также умели анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности – содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (порядке, системе).

Принцип доступности – содержание и изучение учебного материала не должно вызывать у обучающихся интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.

Принцип наглядности – в ходе учебного процесса нужно максимально «включать» все органы чувств обучающегося, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации.

Принцип сознательности и активности – результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать путь их решения.

Принцип прочности – полученные обучающимися знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности.

Профессиональная культура педагога– совокупность того, что педагог знает и того, как он умеет что-либо делать в рамках своей профессии, учитывая последние требования времени и новейшие открытия науки.

 

Т

Типовая (примерная) образовательная программа – программа, которая утверждается Министерством образования РФ, является базисной в работе по данному профилю и может быть рекомендована в качестве примерной по той или иной образовательной направленности.

 

С

Самоанализсамостоятельное выявление педагогами достоинств и недостатков в своей собственной деятельности и определение путей ее возможного улучшения.

Средства воспитания – источники формирования личности.

Средства обучения – источники получения знаний и формирования умений.

Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).

Сценарий занятия – форма текстового описания занятия, представляющая ролевое распределение содержания действий участников, выделение особенностей специально созданных ситуаций (как это делается в литературных и кинотеатральных сценариях).

 

У

Учебное занятиепромежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенным  учебным предметом

(Л.В. Егорова).

Учебное занятие – это форма организации обучения с группой обучающихся определенного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой программой обучения (М.Н. Скатин).

 

 

Э

Эксперимент научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.

Экспериментальная образовательная программа– программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1966.

2. Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.

3. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

4. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студентов педагогических училищ и колледжей. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

5. Краткий педагогический словарь пропагандиста / сост. М.Н. Колмакова, В.С. Суров. – М.: Политиздат, 1988.

6. Кульневич С.В., Иванченко В.Н.Иванченко В.Н. Дополнительное образование: методическая служба. – Ростов-н-/Д: Издательство «Учитель», 2005.

7. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: словарь-справочник. – М.: Издательство «Новая школа», 1995.

8. Российская педагогическая энциклопедия. Том 1 / гл. редактор В.В. Давыдов. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993.

9. Российская педагогическая энциклопедия. Том 2 / гл. редактор В.В. Давыдов. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993.